26-29 июня в Новосибирске проходил Открытый фестиваль молодых непрофессиональных журналистов и мультипликаторов «Мульти-Медиа-Квест».
Участие в нём приняли старшеклассники от 14 лет из редакций молодёжных пресс-центров и СМИ нашего города и области, а также других регионов России.
В программе фестиваля организаторы предусмотрели творческие задания, тематические семинары, тренинги и мастер-классы с профессионалами. Ребята приняли участие в праздничной программе Дня города, познакомились с Новосибирском и Кировским районом города, празднующим юбилей.
Юные журналисты разделились на несколько редакций, которые собирали информацию и в завершение представили ее в виде газет, видеосюжетов, мультиков, блога в Интернете и фотофильмов. 30 лучших работ попали на заключительную выставку.
В рамках программы фестиваля мастер-класс «Городской фоторепортаж» для школьников провел известный профессиональный фотограф Валерий Титиевский, который сотрудничает со многими российскими и зарубежными информагентствами.
Разговор получился очень интересный. Мастер представил целую коллекцию фотографий в жанре репортажа, уличной съемки и фотоочерков. Работы, как собственного авторства, так и сделанные друзьями-коллегами, Валерий Титиевский сопровождал рассказами о своем опыте фототворчества.
«Для того чтобы состояться как фотографу, мало уметь фотографировать. Если двадцать фоторедакторов по всему миру тебя знают, то можно спокойно жить. В России, к сожалению, на фотожурналистике не заработаешь. У нас совершенно другое отношение к фотографии в тех же газетах. Если раньше публиковали фоторепортажи и очерки, то сейчас этого практически нет. Теперь фоторепортаж — это 1-2 фотографии, и те просто иллюстрируют текст. Но текст должен дополнять, а не повторять фотографию», — отметил Валерий Титиевский.
Кроме того, речь на встрече шла о причастности фотографа к окружающей действительности и о том, как можно использовать фотоаппарат в острых и ограниченных по времени ситуациях. Прокомментировал мастер и вопросы построения перспективы, выбора ракурса съемки, основных приемов творческих решений. «Если вы снимаете с высоты своего роста, получается картинка, которую люди всегда видят. Старайтесь выбирать другую точку съемки, необычную — либо нижний ракурс, либо верхний. Так получится интереснее», — поделился своим мнением фотограф. И дал ребятам совет, как лучше отобразить массовый праздник: «День города нужно показать так, как другие не увидят. Чтобы человек посмотрел ваши фотографии и понял, что полжизни потерял, если он не был на праздновании. Однажды с одним из журналистов я тоже делал материал со Дня города. Надоело, что каждый раз снимают одно и то же, поэтому мы показали событие «глазами бродячего кота». Я все снимал от асфальта, ни одного кадра сверху не было. Правда, были постановочные фотографии, когда, например, мы подошли к шашлычнику и попросили его представить, что фотограф— это кот, и его нужно угостить шашлыком. Выглядело все очень смешно». Тут Валерий Титиевский добавил: «Старайтесь показать радость, хотя это и не так просто. При этом нужно поближе к людям подходить, не бояться. Когда снимаешь издалека, нет ощущения присутствия».
Взгляд на детали такого опытного мастера, конечно, оказался для молодых журналистов очень ценен. Титиевский любит сложные темы, он делал фоторепортажи с аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, из женской колонии, туберкулезного диспансера и даже из серпентария.
Да и ребята на эту творческую встречу пришли не случайные. Фотография для них — предмет особого интереса. «Это ближе к профессии, — отметила одна из участниц мастер-класса. — Всё познаётся не через текст, а через эмоции людей. Их непросто передать. К тому же у меня первый раз появилась возможность так много узнать о фотографии и поработать в этой области».
После встречи с Валерием Титиевским ребята разработали маршруты, по которым предстояло пройти и собрать материал для фотофильмов. Требовалось сделать акценты на 40-летии Кировского района, праздновании 117-й годовщины города и самом фестивале «Мульти-Медиа-Квест».
Получившиеся фильмы оценивали фотографы Анатолий Руднев, Алексей Зырянов и Анна Маслова.
Лучшие редакции фестивальных СМИ отмечены дипломами и призами. А лучшими фотокорреспондентами фестиваля «Мульти-Медиа-Квест» признаны Наталья Рихтер из пресс-центра «ШиК» (с. Медведск Черепановского района) и Евгения Давиденко из школьной газеты «Пятаки+» (с. Решеты Кочковского района). Анастасия Мекле из детско-юношеского центра «Молодёжный» названа самым перспективным фотокорреспондентом.
Организаторы фестиваля, в числе которых отдел по делам молодёжи, культуре и спорту администрации Кировского района Новосибирска, детско-юношеский центр «Молодёжный» и городская общественная организация «Школа роста», в следующем году намерены провести «Мульти-Медиа-Квест» снова. Очень уж понравился фестиваль всем его участникам!
Фоторепортаж
Советы от мастера
Фотографу Валерию Титиевскому проводить мастер-классы и конкурсы для детей удается редко. Однако он очень рад поделиться с молодыми талантами своим опытом и профессиональными секретами. Немного об этом он рассказал в интервью.
— Валерий Сергеевич, говорят, для того чтобы хорошо писать, надо много читать. А что необходимо для того, чтобы делать хорошие фотографии?
— Во-первых, очень много смотреть хороших фотографий. Ходить на фотовыставки и на выставки живописи обязательно, много читать. Благодаря Интернету у многих есть возможность развивать свой художественный и эстетический вкус. Кроме этого, нужно еще и самому практиковаться постоянно. Если у человека есть желание заниматься этим всерьез, то все обязательно получится.
— А если у ребёнка нет возможности купить хороший фотоаппарат?
— Достаточно просто досконально знать тот фотоаппарат, который у него есть, знать все его возможности. Когда человек постоянно смотрит хорошие фотографии, у него постепенно складывается гармоничное восприятие окружающего пространства и пространство кадра в целом, умение определять нужный ракурс. Фотографируя, постепенно учишься «видеть» необычное в повседневных вещах. Всё зависит от желания. Я начал делать первые снимки в восемь лет, когда еще жил в деревне. Более осознанно стал фотографировать лет с семнадцати-восемнадцати. Учился всему сам. Тогда не было Интернета и специальной литературы, а сейчас можно найти все что угодно.
— Но ведь есть и такой момент, как этика фотографа. Этому, вероятно, следует учиться?
— Этично, неэтично — это всё у человека в голове и зависит от его образования, воспитания.
— Как поступать ребёнку, если люди, увидев фотоаппарат, просят его не делать снимков?
— Бывает, что говорят: «Не надо снимать». Если я понимаю, что сделал хороший кадр и жалко его стирать, подхожу к человеку и говорю: «Вы знаете, я вас сфотографировал. Вы посмотрите фотографии. Если нравится, я вам подарю». Большинство людей соглашаются и оказываются рады. Если же человек упирается, говорит, что не надо, тогда, какая бы хорошая фотография не была, я её стираю. Конечно, бывает обидно интересный кадр терять. Фотограф за всю жизнь снимает, наверное, не более двухсот хороших фотографий. Но все хорошие кадры снять невозможно.
Галина СНИТКОВА, редакция ОблЦИТ
Фотоиллюстрации автора и участников фестиваля
Комментариев нет:
Отправить комментарий