2 сентября 2011 г.

Светлана Понгильская: «Игра в куклы — это способ взаимодействия с человеком»

Сначала я не хотела идти на мастер-класс по народной кукле. Но потом подумала, что даже из такой ситуации можно извлечь пользу. Поэтому в последний день фестиваля отправилась на встречу с мастерицей Светланой Понгильской. Она оказалась интересным человеком, рассказала нам о значении творчества в жизни людей, о таком направлении в психологии как арт-терапия и об энергетическом заряде, который несут в себе самодельные куклы.

— Расскажите, как Вы увлеклись куклами?

— На ежегодном съезде мастеров я познакомилась с мастерицей кукол. Мне понравилась одна из её кукол, и я купила её в подарок. Потом мне захотелось сделать её самой. Я пришла на одну мастерскую, на вторую… и к тому времени, когда мы дошли до того, что мне было нужно, я втянулась и сейчас сама провожу мастерские на базе ЖИТО — женской инициативной творческой организации в Железнодорожном районе. Кроме того, я учусь в институте на специальности "Психология", изучаю психологию куклы. Через куклу же можно очень многое о человеке узнать и даже подкорректировать какие-то жизненные ситуации. С тех пор хочу сделать свою программу тренингов, которая будет помогать людям меняться с помощью кукол.

— Вы увлекались каким-нибудь рукоделием до этого момента?

— Мы все увлекались чем-то и в школе, и после школы. Я умела немного вышивать, вязать, но у меня не было на это времени. Разные жизненные обстоятельства не позволяли заниматься творчеством. А после того, как я уволилась с работы, появилась потребность в самовыражении. И она вылилась в увлечение куклами.
  
— Можете привести пример, как через куклу можно узнать характер?

— Например, руки. Они означают то, что ты хочешь в них взять. То есть, если у куклы длинные руки, значит, человек хочет объять как можно больше, он разносторонне развит, постоянно интересуется чем-то новым. Если руки короткие, человек боится своей силы, боится что-то потрогать, сомневается, надо ему это или нет. Интерпретаций много. Можно интерпретировать по-разному, но не факт, что это будет правильно, надо сначала пообщаться с человеком, узнать его лучше.

Кукла позволяет изменить себя. Например, у меня когда-то не было усидчивости. А когда я делала куклу, мне хотелось, чтобы она была красивой, «ладной», как раньше говорили. И я могла платочек у неё на голове завязывать десять минут, пятнадцать, двадцать… Так и развивается усидчивость, трудолюбие.

 Вообще кукла даёт не то чтобы характеристику человека от рождения, а раскрывает, что в данный момент с ним происходит — его настроение, состояние, проблемы… Человек всё делает руками, поэтому получается неосознанно. В психологии это называется арт-терапия. Через подручные материалы из человека можно «вытянуть» то, о чём он даже не подозревает.

— А в магическую, "оберегающую" силу кукол Вы верите?

— Если бы куклы не помогали людям, не несли в себе какие-то знания, то они бы просто не дожили до наших дней. Такие куклы существуют у всех народов. Они по-разному одеваются, по-разному делаются, но принципы практически одинаковые. Могу сказать, что не столько кукла является оберегом, сколько мы сами. Когда вы делаете что-то руками, у вас как бы открывается творческий канал, и вы начинаете по-другому воспринимать мир, по-другому чувствовать себя и окружающих вас людей. Человек через творчество открывает себя. Значит, и жизнь меняется, и он сам меняется. Поэтому можно сказать, что кукла — оберег, который мы делаем сами, как и свою жизнь.

— Я почему-то задумалась ещё над одним моментом. Кукла — это ведь пережиток языческого прошлого. А сейчас большинство людей в России — христиане. Как Вы считаете, это как-то совместимо?

— Да, с одной стороны, кукла — это язычество, но ведь мы все играем в куклы. Я считаю, что полезнее играть в те куклы, которые ты сделал сам, потому что в момент созидания ты являешься человеком творческим, а не потребителем. Возьмём ребёнка. Ему подарили одну куклу, вторую, третью… Ему всё это достаётся даром, легко. Он не умеет ценить свои игрушки, он их ломает, выбрасывает, забывает. Раньше, когда дети сами делали кукол, или родители делали в дар, дети никогда не забывали их, они их берегли, передавали по наследству своим детям, потому что в эту игрушку вкладывали душу, свой труд, частицу себя. Естественно, когда ты что-то вкладываешь, то никогда не наступишь на это ногой. Куклы всегда будут актуальны: ребёнок через игрушку перестаёт быть потребителем. Существует такая кукла, как «отдарок на подарок». Ребёнок уже в пять лет умел делать эту простейшую куклу. И когда ему что-то дарили, он отдавал её в ответ. Он знал, что если ему что-то сделали, он должен сделать что-то в ответ, причём сделать с душой, отблагодарить человека.

— Мне кажется, сейчас эта традиция сохранилась. Я плету фенечки из ниток. Их тоже дарят на счастье. И когда человеку подарили фенечку, ему тоже хочется что-то сделать в ответ, то есть происходит обмен, который удваивает подаренное счастье.

— Верно, это обмен. Игра в куклы — это способ взаимодействия с человеком. Дети через игры учатся общаться друг с другом. Раньше школ не было, дети играли вместе и через кукол они учились строить гармоничные отношения.

— Как Вы считаете, какая кукла больше несёт положительный заряд: которую ты сам сделал или которую тебе подарили?

— По себе могу сказать, что когда ты делаешь кукол бесцельно, например, на продажу, это, во-первых, совершенно не интересно и, во-вторых, не приносит никакого положительного заряда. Делать новую куклу, из новых материалов, по новой технологии — интересно, потому что одинаковых кукол не бывает, они все разные. Интересно сделать для конкретного человека. А получать кукол… мы все любим получать подарки. Не могу сказать, что это приятнее. Всё-таки приятнее, когда ты делаешь для кого-то подарок, это приносит больше энергии.

Дарья Чернявская, фото автора

Комментариев нет:

Отправить комментарий